Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
В ДОУ функционируют 7 групп, оборудованы учебные кабинеты и объекты для проведения практических занятий:
- групповые комнаты, включающие: раздевальные; игровые-столовые; спальные; туалетно-умывальные комнаты
- групповые комнаты, включающие: раздевальные; игровые-столовые; туалетно-умывальные комнаты
- методический кабинет
- кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога
- физкультурный зал
- музыкальный зал
- кабинет заведующего
- медицинский блок: кабинет медицинской сестры и врача; процедурный кабинет; изолятор
- прачечная
- пищеблок
Все помещения оборудованы в соответствии с их функциональным назначением и соблюдением санитарно-гигиенических требований.
Оборудованные средства обучения и воспитания
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучием.
Предметно-пространственная среда в групповых помещениях:
- организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование;
- центральное место занимают материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы;
- в группах для детей раннего возраста расположены детские горки, сухие бассейны, предусмотрено большое пространство для игр с крупными предметами: машинами, различными каталками. Организован центр для развития творческих способностей детей, музыкально-театральный центр;
- в группах для старших дошкольников оборудованы уголки с материалами способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, атрибуты для игр в школу.
- один из центров развития в групповых помещениях старших дошкольников оборудован материалами, стимулирующими развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей: детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, объекты отражающие культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, видеофильмы, альбомы о театрах, о достопримечательностях Ярославля;
- насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
- использование ширм, крупного напольного конструктора в группах помогает трансформировать пространство, а полифункциональность материалов помогает изменить его в зависимости от образовательной ситуации;
- педагоги активно используют в образовательной деятельности интерактивную доску, пополняют картотеку развивающих игр и упражнений с ее использованием.
Детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития), организована работа групп комбинированной направленности. Для каждого ребенка с ОВЗ педагогами соместно со специалистами разрабатываются индивидуальные адаптированные программы с целью выстраивания системы работы для освоения основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей ребенка.
Для эффективной реализации адаптированных образовательных программ дополнительно приобретен методический и дидактический материал, педагоги прошли курсовую подготовку.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: развивающее игровое оборудование, дидактические игры, столы передвижные для игры с песком и водой, оборудование для развития мелкой и крупной моторики, сенсорного развития. Имеющиеся игры, игрушки, разнообразные пособия для поддержания и развития игровой, познавательной и экспериментальной деятельности располагаются в поле зрения и восприятия ребенка (по высоте – на расстоянии вытянутой руки ребенка). Это дает возможность ребенку, в т.ч. с ОВЗ, самостоятельно подбирать необходимые для выбранной им деятельности предметы.
Оборудованная библиотека
Воспитательно – образовательная деятельность в ДОУ строится с применением современной методической и детской литературы, которая находится в методическом кабинете учреждения, групповых, кабинетах специалистов и доступна для пользования всеми участниками образовательных отношений. В каждом групповом помещении оборудован центр книги. Книжные издания доступны для детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Детский сад обеспечен методической и художественной литературой, репродукциями картин, иллюстративным материалом, дидактическими пособиями, демонстрационным и раздаточным материалом. В фонде методической литературы ДОУ есть подписные издания: «Справочник старшего воспитателя ДОУ», «Справочник руководителя ДОУ», «Нормативные документы образовательного учреждения», «Воспитатель ДОУ», «Ребёнок в детском саду», «Музыкальный руководитель», «Инструктор по физкультуре», «Учитель-логопед», «Справочник педагога-психолога», «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ».
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В ДОУ создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательной деятельности в условиях информационного общества, функционирует медиатека.Информационная база оснащена электронной почтой; выходом в интернет; разработан и действует официальный сайт МДОУ «Детский сад № 120».
Детский сад оснащен необходимыми электронными образовательными ресурсами и техническими средствами, которые позволяют эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательной деятельности: интерактивные доски, ноутбуки, интерактивные задания и игры, разработанные средствами PowerPoint, системы, позволяющие сохранять информацию (флеш-карты, диски); мультимедийные продукты (электронные игры, дидактические видеосюжеты, презентации), мультимедийные проекторы, экраны, принтеры, сканеры, МФУ, ламинатор.
Доступ обучающихся к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обеспечивается только в присутствии взрослых и согласно «Положению об ограничении доступа воспитанников к информации, распространяемой в сети «Интернет», не соответствующей образовательной деятельности ДОУ». Самостоятельный доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
Спортивный зал оснащен современным спортивным оборудованием: мягкими модулями, дугами для подлезания, обручами, скакалками, мячами в достаточном количестве, ребристыми коррекционными дорожками для хождения, и т.д.
В музыкальном зале создана коллекция декораций к тематическим праздникам, обновлены театральные костюмы.
Прогулочные участки оснащены современным игровым оборудованием: домики, мостики, песочницы, ящики для хранения выносного материала.
Охрана здоровья обучающихся (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья)
В детском саду для обеспечения медицинского обслуживания имеется медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета, процедурного кабинета, изолятора. Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием. В образовательной организации предоставляются следующие медицинские услуги:
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательной организации;
- проведение профилактических осмотров;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательной организации;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
С целью создание оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста и педагогов; формирования у родителей, педагогов, воспитанников устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей разработана и реализуется программа "Здоровый малыш". Невысокий уровень заболеваемости и стабильно высокое количество детей, ни разу не болевших, считаем основными результатами реализации программы
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения.
Безбарьерная (или доступная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, безбарьерная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних. ции созданы условия для успешного обучения и социализации детей с ОВЗ:
Детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие тяжелые нарушения речи и задержку психического развития. Дети с ОВЗ посещают группы комбинированной направленности.
В образовательной организации созданы условия для успешного обучения и социализации детей с ОВЗ:
- разработаны и реализуются индивидуальные адаптированные образовательные программы
- закуплены необходимые дидактические материалы
- педагоги прошли соответствующую курсовую подготовку
- организовано сопровождение детей с ОВЗ специалистами ДОУ: педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителем-дефектологом. Предусмотрено проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с детьми с ОВЗ
- коррекционно-развивающая работа планируется в соответствии с рекомендациями ПМПК