Страница обновлена 18.02.2020

Визитная карточка педагога.

Учитель-дефектолог – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья или имеющих особые образовательные потребности.

Только при тесном взаимодействии с родителями работа учителя-дефектолога будет наиболее результативной.

Можно выделить несколько направлений работы специалиста:

1. Развитие мелкой моторики рук:

Мелкая моторика рук – это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями.

Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны             коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.

Через различные  виды деятельности развиваем мелкую моторику и координацию движений рук у детей, улучшая точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность, общую двигательную активность, нормализуя речевые функции. Вместе с этим развивается воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческая активность, а также создается эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

2. Развитие памяти:

           Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти: образная (зрительная, слуховая, осязательная, обанятельная), словесно-логическая и двигательная.

            Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка.

Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры:

«Игра в слова».

  1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.
  2. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.
  3. Запомни рассказ и повтори дословно: «Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу».

 

Игра «Гуляем по зоопарку».

Пусть ребенок закроет глаза и представит, что гуляет по зоопарку.

Взрослый: «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я назвал».

Внимание!

Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил.

Задание 1.

Перечисли животных, которых ты знаешь.

Задание 2.

Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.

Задание 3.

Найди на картинках животных, которых назвал ты.

Задание 4.

Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Развитие зрительной памяти и внимания.

Задание: попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их. Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

Развитие зрительной памяти, восприятия, внимания.

Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены. А затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.

3. Сенсорное развитие

Усвоение сенсорных эталонов – это сложный и длительный процесс.

С одной  стороны, сенсорное развитие, лежит в фундаменте общего умственного развития ребенка, с другой же стороны, оно имеет и самостоятельное значение, ведь полноценное восприятие важно также для успешного обучения каждого ребенка в детском садике, в школе, и для многих других видов трудовой деятельности.

От того, насколько разнообразнее будет предметно-развивающая среда, которая окружат ребенка, зависит насколько интересным и ярким будет становление ребенка в замечательный период, имеющий название «Детство».

Игры помогающие формировать сенсорное восприятие:

Игра «Головоломка»

Разрезаем на три части выбранную яркую предметную картинку. Для начала предложите ребенку собрать ее по имеющемуся образцу, а далее самостоятельно.

Игра «Чудесный мешочек»

В подготовленный полотняный мешочек укладывают предметы, которые обладают различными свойствами: игрушку, клубок ниток, кубик, пуговицу, шарик, спичечный коробок.

Ребенок на ощупь должен будет определять предметы в мешочке, один за другим. Желательно, чтобы малыш описывал их свойства вслух.

«Угадай, что я делаю»

Предложите вашему ребенку догадаться какие именно действия будете выполнять. Без слов показывайте, как вы чистите зубы. Умываетесь и прочее, а малыш пусть называет ваши действия. Далее поменяйтесь с ним ролями.