Страничка учителя-дефектолога
Учитель-дефектолог – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья или имеющих особые образовательные потребности.
Только при тесном взаимодействии с родителями работа учителя-дефектолога будет наиболее результативной.
Можно выделить несколько направлений работы специалиста:
1. Развитие мелкой моторики рук:
Мелкая моторика рук – это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями.
Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.
Через различные виды деятельности развиваем мелкую моторику и координацию движений рук у детей, улучшая точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность, общую двигательную активность, нормализуя речевые функции. Вместе с этим развивается воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческая активность, а также создается эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.
2. Развитие памяти:
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти: образная (зрительная, слуховая, осязательная, обанятельная), словесно-логическая и двигательная.
Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка.
Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры:
«Игра в слова».
- Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.
- Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.
- Запомни рассказ и повтори дословно: «Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу».
Игра «Гуляем по зоопарку».
Пусть ребенок закроет глаза и представит, что гуляет по зоопарку.
Взрослый: «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я назвал».
Внимание!
Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил.
Задание 1.
Перечисли животных, которых ты знаешь.
Задание 2.
Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.
Задание 3.
Найди на картинках животных, которых назвал ты.
Задание 4.
Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
Развитие зрительной памяти и внимания.
Задание: попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их. Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?
Развитие зрительной памяти, восприятия, внимания.
Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены. А затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.
3. Сенсорное развитие
Усвоение сенсорных эталонов – это сложный и длительный процесс.
С одной стороны, сенсорное развитие, лежит в фундаменте общего умственного развития ребенка, с другой же стороны, оно имеет и самостоятельное значение, ведь полноценное восприятие важно также для успешного обучения каждого ребенка в детском садике, в школе, и для многих других видов трудовой деятельности.
От того, насколько разнообразнее будет предметно-развивающая среда, которая окружат ребенка, зависит насколько интересным и ярким будет становление ребенка в замечательный период, имеющий название «Детство».
Игры помогающие формировать сенсорное восприятие:
Игра «Головоломка»
Разрезаем на три части выбранную яркую предметную картинку. Для начала предложите ребенку собрать ее по имеющемуся образцу, а далее самостоятельно.
Игра «Чудесный мешочек»
В подготовленный полотняный мешочек укладывают предметы, которые обладают различными свойствами: игрушку, клубок ниток, кубик, пуговицу, шарик, спичечный коробок.
Ребенок на ощупь должен будет определять предметы в мешочке, один за другим. Желательно, чтобы малыш описывал их свойства вслух.
«Угадай, что я делаю»
Предложите вашему ребенку догадаться какие именно действия будете выполнять. Без слов показывайте, как вы чистите зубы. Умываетесь и прочее, а малыш пусть называет ваши действия. Далее поменяйтесь с ним ролями.